Немотивированность или неосведомленность – что является причиной проблемы трудоустройства молодёжи?!

Актуальность данного вопроса подкреплена статистикой и настроениями самих студентов, которые начинают искать работу, так как на данный момент высшая школа не справляется с подготовкой студента к процессу трудоустройства. По результатам исследования Института развития семьи и молодежи Украины, более 50 % студентов Украины не уверены, что найдут работу по окончанию ВУЗа.

Компания Adecco в свою очередь в кризисный переломный период конца 2008 начала 2009 года проводила масштабный опрос среди студентов Киева разных специальностей при помощи Центра трудоустройства студентов, который открыт при Киевском национальном университете имени Тараса Шевченка. На фоне общекризисных тенденций рынка труда: перехода от «рынка кандидата» к «рынку работодателя»; роста безработицы среди «белых воротничков»; Hiring freeze во многих компаниях – положение студента-кандидата было также неутешительным. Хотя выпускники КНУ имени Тараса Шевченко и являются по данным ежегодного национального опроса самыми востребованными среди компаний-работодателей, тем не менее студенты не всегда проинформированы про все свои возможности в трудоустройстве – эта проблема имеет как объективные, так и субъективные причины. По результатам опроса 70% студентов имели опыт работы во время учёбы, более 50% имели данный опыт на 2-3 курсе из них более 50 % не удалось найти работу по специальности и среди трудностей при трудоустройстве студенты выделили такие: координация времени работы и учёбы; поиск работы part-time; отсутствие практических навыков в желаемой сфере деятельности; нежелание работодателя брать студента. Также компания Adecco проводила опрос среди своих Клиентов в Украине, какие у них возникали трудности при сотрудничестве со студентами. Большинство компаний обозначили следующие пункты: безответственность, отсутствие концентрации на деле, низкая поинформированость в профессиональной сфере, отсутствие практических навыков, поверхностные знания, отсутствие коммуникативных навыков и опыта в деловом этикете, а также несоответствие заявленным амбициям.

На основании данных опроса и собственного опыта рекрутеров, Adecco выделяет свои тенденции ошибочного поведения студентов, что мешает стабильной конкурентоспособности на рынке труда:

  • Ожидание окончания учёбы ради получения диплома (Студент считает, что поиск работы в статусе выпускника будет более удачливым при наличии диплома)
    СОВЕТ: преодолеть барьер трудоустройства уже на 4-5 курсах – стажировка, работа в свободное от учёбы время.
  • Трудоустройство «лишь бы где».
    СОВЕТ: При выборе работы делать осознанный выбор, проработать перспективу Вашего трудоустройства. Работать с пониманием будущих карьерных целей.
  • Преувеличенные амбиции.
    СОВЕТ: Рациональность в решениях и Ваши приоритеты на будущую работу должны руководить Вашим поведением в отношении с работодателем. Лучше оценивать свои возможности адекватно.
  • Некорректно составленное резюме.
    СОВЕТ: Резюме – это Ваша первая «встреча» с работодателем – будьте внимательны при оформлении.
  • Ошибки при прохождении собеседования: непоинформрованность про потенциального работодателя, чрезмерное волнение, выведение вопроса о зарплате на первый план, неадекватная оценка своих профессиональных качеств, непродуманность ответов, неумение реагировать на «ловушки» рекрутеров.

«Мотивационная лесенка»

Главным для студента любой специализации уже на 2-3 курсе должно быть осознание своего будущего профессионального пути и тем самым концентрированность на более узкой специализации в ВУЗе и рассмотрение для себя возможности практики во время обучения. При выборе практики, стажировки и подработки – необходимо выстроить для себя «мотивационную лесенку» принципиальных базисов работы:

  • ИТ и телекоммуникации: международные и украинские ИT компании
  • Инженерный и технический персонал: электротехнические международные компании
  • Юридический и финансовый персонал: банки, консалтинговые компании, инвестиционные фонды
  • Продажи и маркетинг: FMCG, рекламные агентства, издательства, большие супермаркеты
  • HR и административный персонал: FMCG

Компания Adecco также проводит набор студентов на стажировку, обучая корпоративной административной культуре, работе с базой данных, исследованию рынка труда. Мы хотим, чтобы настоящее и будущее поколения видели свои возможности уже сейчас и принимали завтрашние вызовы времени с доверием и пониманием дальнейшего формирования будущих рабочих мест.